Я не являюсь профессиональным шахматистом, но я также, как Ботвинник, инженер-электрик и учёный, встречался с ним по роду своей работы в области «повышения устойчивости параллельной работы энергосистем». Желание написать о нём у меня возникло после
прочтения в « Еврейском Мире №1011 статьи Льва Харитона «На кухне вымыты тарелки...» Я целиком согласен с критикой автора в адрес Юрия Авербаха, обрушившегося с гнусной клеветой на не только тринадцатикратного чемпиона мира, но великого учёного с мировым именем, внёсшего неоценимый вклад в мировую науку в области устойчивости и надёжности энергетических систем.
Только благодаря разработкам Ботвинника, в трудные годы 2-ой мировой войны, когда СССР потерял, из-за оккупации фашистскими варварами, многие энергоисточники, была сохранена надёжность энергоснабжения ответственных потребителей, производящих военную технику для фронта. Его роль в Победе огромна.
В послевоенный период Ботвинник сыграл огромную роль в восстановлении разрушенной войной энергетики. Даже завоевав в 1948 году в труднейшей борьбе звание чемприона мира, он, как заведующий лабораторией устойчивости Главтехуправления Министерства Электростанций, продолжает работать по повышению устойчивости энергосистем, разработав совместно с Гурвицем критерии Надёжности сверхдальних линий электропередач «Куйбышев-Москва» и др.
Эти работы требовали сложных математических расчётов с моделированием и применением программирования. Как можно утверждать, что заслуг Ботвинника в программировании нет никакой. Михаил Моисеевич совместно с Н.Н. Щедриным и С.А. Ульяновым разработали метод спрямлённых характеристик для расчёта аварийных режимов в энергосистемах, который позволил создать первую ЭВМ, позволившая диспетчерам энергосистем, проектировщикам и студентам, определять режимы энергосистем, не прибегая к сложным расчётам.
Это далеко не полный перечень работ доктора технических наук Михаила Моисеевича Ботвинника, а ведь это всё создавалось в 50-60 годы прошлого столетия, когда он вёл напряжённые матчи-реванши за сохранение звание чемпиона мира. Он воспитал плеяду учёных, овладевших новой компютерной техникой.
Михаил Ботвинник внедрил свои разработки компютерных программ в теорию шахмат, воспитал много талантливых шахматистов. Анатолий Карпов и Гарри Каспаров - воспитанники его шахматной школы. Он постоянно поддерживал физическую форму, в отличие от его соперников, которые обвалакивали его табачным дымом во время турниров, не курил. Он гордился своим отчеством Моисеевич и не менял его, хотя в советское время быть Михаил Михаилычем было гораздо престижнее. Он не подписал ни одного коллективного письма, осуждающего сионизм и Израиль, как это делали «так называемые евреи».
Ботвинник был настоящим евреем, и называя его «твердокаменным сталинистом», прекрасно зная в какое время мы жили, Юрий Авербах бросает вызов всей еврейской нации. Да, Ботвинник защищал честь своей родины Советского Союза на мировом уровне, у него не было другой родины, но своими блестящими успехами в науке и спорте он показал, на что способны представители еврейской нации. Его имя бессмертно и вечно будет жить в сердцах еврейского народа, вызывая гордость за нашу избранную нацию.
Зиновий Гинзбург, Ph.D
Нью-Йорк |