Персональная выставка советского и украинского фотографа Бориса Михайлова, бытописателя социальных драм времен распада СССР, открылась в Нью-Йорке в Музее современного искусства (MoMA). В зале, отведенном только для работ Михайлова, выставлены его цветные фотографии из цикла, посвященного портретам представителей люмпен-пролетариата,
прослойки, не нашедшей своего места в эпоху зарождения постсоветского капитализма. Серия фотографий была создана в Харькове в 1997-1998 годах. Его герои и есть то самое социальное дно - бомжи, пьяницы, нищие, они бесстыдны, они шокирующи, хотя и по-своему наивны. Искушенная космополитичная публика Музея современного искусства оживляется в этом зале, аура которого резко выделяется на общем фоне. Табличка у входа в зал на всякий случай предупреждает, что экспонаты этой галереи могут шокировать.
Представляя свой замысел, художник рассказал, как в конце 90-х годов был поражен увиденным социальным расслоением в своем родном городе, уже обретающем буржуазный налет, контрастом между зарождающимся классом буржуа и невероятным количеством бездомных людей.
"Фотографии Михайлова стали запоминающимся свидетельством постсоветских городских реалий, запечатленных с поэзией, чистотой и мужеством", - говорится в аннотации к выставке.
Борис Михайлов - единственный украинский лауреат международной премии "Хассельблад", которая считается эквивалентом Нобелевской премии в области фотографии. Она была присуждена живому классику фотографии в 2000 году. В 2008 году Михайлов был избран членом Академии визуальных искусств в Берлине. Живет и работает в Берлине и Харькове.
В Нью-Йорке в рамках персональной выставки в МоМА мастер жанра также прочтет серию лекций. |