Стали известны все претенденты на награду Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке. В этом году их почти шесть десятков. Большинство выдвиженцев либо славны громкими фестивальными премьерами, получили отличную критику, либо собрали приличную кассу. Из них американские академики выберут номинантов, а затем и обладателя «Оскара».
Среди кандидатов — «Гавр» Аки Каурисмяки (Финляндия), «Аттенберг» Афины Рахель Цангари (Греция), «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана (Турция), «Цветы войны» Чжана Имоу (Китай), «Элитный отряд: Враг внутри» Жозе Падильи (Бразилия).
Венгрия предложила «Туринскую лошадь» Белы Тарра. Фильм венгерского классика — снятое длинными планами молчаливое кино, длящееся два с половиной часа, но при этом завораживающее своей атмосферой. Он получил приз международной ассоциации кинокритики ФИПРЕССИ и Гран-при жюри Берлинского фестиваля. Победитель Берлинале «Надер и Симин: Развод» будет представлять Иран. Режиссер Асгар Фархади известен и своим выступлением в защиту опального Джафара Панахи. Тем более удивительно, что в итоге именно «Надер и Симин: Развод» официальный Иран выбрал своим претендентом на премию.
Испания выдвинула «Черный хлеб» Аугусто Вилларонга — первый фильм на каталонском языке, который будет представлять Испанию в оскаровской гонке. «Примечание» Йозефа Седара представит Израиль — лента о научном соперничестве отца и сына получила и национальные награды, и приз за сценарий Каннского фестиваля. Седар уже попадал в оскаровскую номинацию с «Бофором» в 2008 году.
Германия впервые в своей истории выбрала документальное кино — «Пину» Вима Вендерса, дань памяти хореографу Пине Бауш. Картина была признана лучшим документальным фильмом Германии, показана в конкурсе Берлинского фестиваля, а кроме того, имела успех в прокате, собрав на родине около 4 млн евро. Релиз в США запланирован на декабрь.
Прокатный успех — еще один повод оказаться в оскаровском списке. Например, Италия предложила «Материк» Эмануэле Криалезе. Решение Венецианского жюри присудить этой картине спецприз было встречено критикой довольно скептически. Зато фильм на актуальную тему миграции из Африки уже продан в Северную Европу, Испанию, Бразилию, по неофициальным данным, на носу и сделки с англоязычными территориями. Французский кандидат — «Я объявляю войну» Валери Донзелл — собрал на родине около 2,5 млн евро и хорошо продается за границу. Филиппинская «Женщина на свалке» Марлона Риверы побила в национальном прокате «Ларри Крауна» с Томом Хэнксом и Джулией Робертс.
Российский кандидат, «Утомленные солнцем-2: Цитадель» Никиты Михалкова, громкими фестивальными призами не отмечен, равно как и вообще фестивальным вниманием не избалован, критику получил скептическую, в прокате собрал около 1,5 млн долл. (при бюджете в 45 млн). Так что на фоне конкурентов выбор российского оскаровского комитета, конечно, смотрится особенно странно. |