Личный ассистент анонимно рассказал The Village, почему нельзя часто ходить в туалет, зачем знать, как выглядит министр экономического развития, и что будет, если разочаровать начальника.
Личным ассистентом я стала случайно. Я работала в этой области, но не занималась совсем уж личным. Только пару раз мой бывший шеф забывал галстуки в разных местах Москвы, а мы с водителем их потом искали.
На собеседовании я успешно прошла трёхчасовой тест по форматированию — на английском и русском. Причём с английским я справилась лучше, чем с русским. Только после этого была личная встреча с главой компании. В кабинет зашла женщина лет сорока: дорогое платье, расшитое каменьями, серьги до плеч, вечерний макияж. Она сказала: «Мой ассистент знает, что на пути из Лондона в Москву я всегда беру фруктовую тарелку в самолёте, а на пути из Москвы в Лондон — никогда. И это — 0,001 % информации, которую вам стоит помнить. А ещё я сижу только на кресле 2d. Если вы не успели его получить, это ваши проблемы. Ещё у меня есть мама и дети. Они тоже летают, и за этим тоже надо следить».
Прошлого ассистента уволили из-за того, что он оставил мою начальницу Галину в Екатеринбурге без трансфера из аэропорта. Она была вне себя: одно дело прилететь ночью в Лондон или Нью-Йорк, другое — в Екатеринбург и оказаться без машины и без проверенного дорогого водителя, который точно не сопрёт твою сумку за пять тысяч евро.
Рабочий день
Первый рабочий день, 9 утра, а у меня в почте уже 30 задач от шефа. Например, перевести 5 миллионов рублей в налоговую, лично. Притом что у меня нет данных карты и счёта, я не знаю, сколько платить и как это вообще делать. Кому звонить? Ассистенты, которые работают на других топов компании, мне не помогли: «Мы заняты, мы заняты, у нас столько дел». Потом нужно было выкупить кучу авиабилетов: опять же никаких данных карточек, ничего нет, ни что покупать, ни за какие деньги, кому звонить — ничего не понятно. Но зато мне рассказали, где пожарный выход. Спасаться только бегством.
В среднем я получаю задания каждые три минуты. Начальница проснулась в 07:45 и отправила первый имейл. Второй имейл — 07:45. Третий имейл — 07:45. Три имейла за одну минуту. Следующий имейл — 07:46. Следующий имейл — 08:05. Подождала 14 минут. В один день у меня было 42 имейла к 8 утра. И все они были из разряда — 07:01, 07:02, 07:03, 07:04. Если она приезжает в офис, то это всё, целый день на неё. Прошлому ассистенту она писала: «Александр, вы слишком часто ходите в туалет, в чём проблема?» Самое жёсткое выражение, если она недовольна тобой: «У вас очень бедный подход к делу. Вы меня разочаровываете». Если она так написала — всё, иди и вешайся. А если написала «далеко от идеала», то это конец. Чтобы человек понял свою ошибку, ей не надо говорить ничего плохого или на фиг посылать. Она просто говорит: «Это ужасно».
Обязанности
Личный ассистент всегда должен быть в курсе, где находится и что делает его начальник. Вот я сейчас точно знаю, что Галина сидит дома, у неё семейный ужин. Что с часу до четырёх — её любимый ланч, а потом всё по расписанию. Если ассистент вдруг не знает, что происходит, это провал. Галина однажды позвонила и спросила: «Скажите, где я сейчас нахожусь?»
Если она едет на встречу, то ты по умолчанию должен предоставить резюме всех, с кем она будет встречаться. Их должности, семейное положение, увлечения, хобби. За десять минут эти документы должны быть у неё в машине. Начальница может спросить на приёме: «Как выглядит министр экономического развития Улюкаев?» Я быстро скидываю ей его фотографию и резюме. Она смотрит, а потом подходит и свободно общается.
Однажды она попросила остановить самолёт, потому что была ещё на пути в аэропорт, но регистрация уже закрылась. Я сделала всё возможное, и её пустили на борт. Часто бывает, что она прыгает в самолёт, а вот багаж уже не прыгает (потому что всё закрыто) и летит следующим рейсом. А потом мы выясняем, где её чемоданы, и доставляем их в гостиницу. Есть и стандартные задачи. Она может мне позвонить и спросить: «Вот это ресторан в Лондоне — хороший или нет? Что лучше — взять машину или пешком пройтись?» Зная, что у неё 12-сантиметровый каблук, я рассчитываю расстояние: если больше трёх минут, то лучше взять машину.
О днях рождения сотрудников нужно напоминать заранее, чтобы она, прилетев из командировки, подошла к секретарю и сказала: «Анна, у вас был день рождения неделю назад. С днём рождения вас!» И все её за это любят. Хотя она забыла тут же, что её зовут Анна, но ты ей напомнил — молодец.
Нестандартные ситуации
Личному ассистенту нельзя приходить к шефу с проблемой — только с решением. Перед Новым годом Галина попросила меня заказать из Астрахани семь банок чёрной икры для корпоративных подарков. Окей, мы купили семь банок за 60 тысяч рублей. За десять минут до выхода на вечеринку я напоминаю ей: «Галина, пора выходить, иначе вы туда не доедете, вся Москва стоит». А она мне: «У вас есть десять минут, чтобы найти лёд и запаковать подарочную икру. Она не должна быть комнатной температуры, когда я буду её дарить».
Поэтому я бегу в магазин, ищу рыбный отдел и выпрашиваю у продавцов колотый лёд. Насыпаю его в красивые прозрачные ёмкости, сверху ставлю банки с чёрной икрой, перевязанные красной лентой. На новогодних вечеринках обычно дарят дорогой алкоголь, которым уже никого не удивишь. А тут приезжает моя начальница, достаёт из подарочных пакетов банки со льдом, сквозь который просвечивает чёрная икра, и дарит их. Мы произвели фурор. Я, кстати, засекла время. На идею, поиски льда и упаковку подарков ушло восемь минут. Это было забавно.
Потом у нас был корпоратив. Начальница очень хотела поехать на вечеринку «Сноба» и в Forbes Club, потому что там была встреча с Чубайсом. Время старта вечеринок везде одинаковое. Я предупредила Галину, что Москва стоит в пробках. Если она поедет на вечеринки в «Сноб» и в Forbes, не успеет на собственный корпоратив в офисе, чем серьёзно обидит своих сотрудников. Был только один выход — ехать на метро. Галина нехотя согласилась. Вышла из офиса в норковом манто с рукавом три четверти, сумкой Bottega Veneta. Пришлось отправить с ней водителя, который придерживал двери и нёс её вечерние туфли. Четверг, 18:20, люди едут с работы по самой перегруженной ветке — с «Пушкинской» до «Кузнецкого Моста», а потом на «Лубянку». Она вернулась в офис ровно за минуту до своей вступительной речи.
Отпуск начальника
Самым сложным был период, когда начальница уезжала в отпуск на Мальдивы. Галина всегда летает только «Люфтганзой», но «Люфтганза» не летает на Мальдивы. Я позвонила в компанию: «Вы точно туда не летаете?» — «Нет, летает Condor Airlines, а мы — нет». Но Галина твёрдо сказала: «Кондор» — говно, она полетит только «Люфтганзой». Я предложила лететь через другой город, а потом пересаживаться. Самым удобным вариантом был Дубай. Галина велела забронировать отель «Бурдж-эль-Араб», чтобы заселиться и днём позже вылететь из Дубая на Мальдивы. А в «Бурдж-эль-Арабе» мест уже не было. Все номера забронированы, luxury-период. Но Галина упряма: «Нет, я хочу только „Бурдж-эль-Араб“». Мы прыгнули выше головы, но забронировали этот отель на две ночи.
Потом начальница решила, что ей обязательно нужно зайти на крышу «Бурдж-Халифа» — самого высокого здания в Дубае. Туда водят экскурсии: платишь 123 доллара, заходишь и смотришь. «Только надо узнать точное время восхода солнца 5 декабря. Выясните это», — поставила передо мной задачу Галина. Мы планировали этот отпуск за три месяца, но мне всё равно удалось правильно рассчитать время восхода солнца и купить билеты на 05:37.
За семь часов до вылета на Мальдивы начальница решила взять с собой пианино. «Я так расслабляюсь», — сказала она. Но чтобы она расслабилась, мне надо очень сильно напрячься.
Галина предложила оставить пианино в гардеробе для дальних перелётов. Я ответила начальнице, что всё зависит от того, захочет ли авиакомпания вообще взять на борт её музыкальный инструмент. Для него нужно покупать отдельное место, за 24 часа до вылета. Мы этого не сделали. Я позвонила в Германию, в главный офис «Люфтганзы», и сказала, что мой шеф, почётный пассажир компании, хочет взять на борт пианино. Меня не поняли: «А зачем?» Я говорю: «Ну чтобы играть на Мальдивах. Это её расслабляет. Понимаете, она уже 300 раз летала с вами и ещё 500 раз слетает. Она вас так любит. Важно, чтобы пианино летело вместе с ней». В «Люфтганзе» согласились: «Ладно, приносите на регистрацию. Никому ничего не будем говорить, просто заберём, поставим, а потом выдадим».
Но в итоге начальница передумала. Не то что «спасибо, не надо». Она просто не взяла пианино с собой. В 4 часа утра она приземлилась в Дубае и написала мне СМС: «Спасибо, пианино не пригодилось. И ещё мы сидели не в один ряд с детьми. Это, конечно, не конец света, но надо бы учесть».
Бонусы
Мне нравится работать со своей начальницей. Когда ты выкладываешься на полную и получаешь в ответ её благодарность, хочется просто рыдать, плакать и ещё 24 часа работать. Потому что она вот так может сказать спасибо. К тому же это весело. Ты не знаешь, что ждёт тебя на следующий день. Я понимаю, что однажды она может попросить меня купить ей билет на Луну. В обычном письме на почту: «Слушайте, а купите мне, а?» И я буду звонить в НАСА и спрашивать: «А можно всё-таки Галина полетит?» — потому что тебе тоже кажется, что нет ничего невозможного.
Галина мне как-то предложила вместе пообедать. Я подумала, что за едой мы снова будем обсуждать работу. Но когда я пришла в кафетерий, она сказала: «Вы так похудели. Чем вы занимаетесь? Куда ходите?» Я говорю: «Просто дома тренируюсь». А она: «Вы знаете, я тоже по утрам приседаю со своей дочерью по 100 раз». На таких людей хочется работать. Некоторые ассистенты ищут «феррари» последней модели, чтобы их босс из Милана куда-то доехал. И вот они, как дураки, узнают, бронируют. У нас как-то всё человечнее. Начальница часто спрашивает: «Вам хотя бы интересно?» А я отвечаю: «У меня просто вечный праздник».
Кристина Фарберова
Иллюстрации: Маша Шишова |