Лучшая классическая и неоклассическая музыка для всех. Вдохновиться, воспарить душой, улыбнуться, поплакать и выгулять мурашек.
Странно и удивительно то, что большинство людей полагает классическую музыку скучной, унылой, непонятной, предназначенной строго для высоколобых интеллектуалов в пенсне. Она прекрасна, она заставляет нашу душу звучать в унисон с мировой гармонией, пробуждает в нас
лучшие чувства. Для того, чтобы понимать ее, не нужно иметь консерваторского образования, не нужно знать ничего о контрапункте, форшлагах, мордентах и прочих профессиональных терминах, не нужно помнить на зубок всех композиторов и их «дискографию».
Те, кто говорят, что не любят классику, просто не слушали ее. Не слушали вдумчиво и расслабленно, в подходящей атмосфере и подходящие композиции.
Мы решили помочь своим читателям восполнить этот пробел и собрали три десятка классических, неоклассических и даже псевдоклассических произведений, к которым невозможно остаться равнодушным.
Чтобы не распыляться, мы собрали здесь только ту классику, где не поют. Звучат только рояль, скрипки, виолончели и прочие инструменты, входящие в симфонический оркестр. Не слишком попсово, но и не слишком заумно. Бах, Бетховен и Брамс щедро пересыпаны нашими с вами современниками — для разнообразия и более широкого охвата всего пласта классики.
Откиньтесь на стуле, кресле или диване, наденьте наушники, закройте глаза и погрузитесь в богатый, невообразимо прекрасный мир классической музыки.
Fazil Say — Kara Toprak (Черная Земля)
Турецкому композитору и пианисту Фазилю Сэю сейчас всего 43 года. С возрастом он начал тяготеть к крупным формам, но его главным «хитом» остается «Черная Земля». Эмоциональное произведение, наполненное напряжением, тоской и экспериментами с рояльным звучанием. И сбивающее с ног нарастающей экспрессией. После 1:45 начинается НЕВЕРОЯТНОЕ.
Антонио Вивальди — Зима (из цикла «Времена года»)
Один из четырех скрипичных концертов мастера, объединенных под всем известным названием «Времена года». В «Зиме» Вивальди в безупречной форме передал холод, ветра и состояние природы в предгорье Альп в зимний сезон. А еще это символ угасания человеческой жизни. «Времена года» знают все, даже если не подозревают об этом.
Иоганн Себастьян Бах — Сюита № 3
Арию из оркестровой сюиты № 3 Баха часто ошибочно называют «Воздух» за ее невесомое звучание, за пронизанность музыки солнечным светом, за общую негу.
Ludovico Einaudi — Divenire
Итальянец Людовико Эйнауди — один из тех, кто упорно продолжает писать классическую музыку и в XXI веке, прививая любовь к ней среди молодых людей. Его произведения, главная роль в которых отведена фортепиано, безупречны и наполнены как традициями, так и современностью.
Jon Schmidt — All Of Me
Джон Шмидт, мормон из Юты, ставший популярным на YouTube благодаря прекрасным видеоклипам The Piano Guys, написал «All Of Me», чтобы передать свое видение себя в музыке. Это до крайности позитивная и оптимистичная пьеса, в которой Джон демонстрирует чудеса беглости пальцев (в партитуре даже есть указание «перебирайте пальцами или умрите») и умение играть локтем в нужные моменты.
Jon Schmidt & Steven Sharp Nelson — Michael Meets Mozart
А это произведение — плод совместной работы Джона Шмидта и его друга виолончелиста Стивена Шарпа Нельсона. В нем они объединили наследие двух величайших музыкальных фигур — Майкла Джексона и Вольфганга Амадея Моцарта. Получилось очень увлекательно.
Goran Bregovic — Underground Tango
Горана Бреговича невозможно причислить к тем, кто сочиняет классическую музыку, однако же в его Underground Tango ему удалось придать симфоническое звучание и выразить в нем всю боль и страдания, пережитые балканским народом.
Эдвард Григ — Утро (из сюиты «Пер Гюнт»)
Если слушать «Утро» Грига по утрам, попивая горячий кофе или чай, то жизнь сразу после пробуждения не будет казаться такой уж унылой и плохой. Внутренний свет и легкость «Утра» не дадут.
Фредерик Шопен — Ноктюрн № 2 Ми-бемоль
Это один из самых известных ноктюрнов Шопена. Как и все его ноктюрны, он пронизан грустью, но очень светлой, спокойной, лиричной и в каком-то смысле даже катарсической.
Людвиг ван Бетховен — Аппассионата (Соната № 23)
Ленин как-то назвал «Аппассионату» «изумительной, нечеловеческой музыкой». Мы можем не соглашаться с любым высказыванием лидера революции и большевизма, но с этим утверждением спорить просто невозможно.
Иоганнес Брамс — Колыбельная
Спать под «Колыбельную» Брамса вряд ли захочется, а помечтать о чем-то приятном под ее волшебные звуки — запросто.
Yiruma — River Flows In You
Композицию корейского композитора И Рума знают все без исключения поклонники фильма «Сумерки». Даже если у вас идиосинкразия на этот фильм, это не отменяет того, что нежная мелодия «Реки, текущей в тебе» прекрасна.
Клод Дебюсси — Лунный свет
Импрессионист от музыки смог в нескольких минутах фортепианных звуков передать всю атмосферу теплой лунной ночи у воды.
Yann Tiersen — La Valse d’Amelie
Яна Тирсена никак нельзя отнести к композиторам-классикам, но его упражнения по соединению некоторых классических традиций с аккордеоном, безусловно, заслуживают отдельного внимания. Любители фильма «Амели» и музыкальных экспериментов согласятся с нами.
The Daydream — I Miss You
Завораживающая, душераздирающая минималистичная мелодия, проникающая под кожу и заставляющая грустить, была написана южнокорейским композитором под псевдонимом The Daydream в 2001 году.
John Williams — Theme from Schindler’s List
За музыку к фильму «Список Шиндлера» композитор Джон Уильямс, сумевший так тонко передать настроение фильма, получил «Оскара».
Clint Mansell — Lux Aeterna
«Реквием по мечте» считается одним из самых тяжелых фильмов. И его атмосфере очень точно соответствует напряженная музыка современного композитора Клинта Манселла. Напряженная, драматическая и бесконечно грустная.
Вольфганг Амадей Моцарт — Концерт для фортепиано № 23, Адажио
В эту подборку можно было смело брать любое произведение Моцарта, но нам показалось, что именно Адажио из двадцать третьего концерта идеально подходит сюда по атмосфере — печальное, проникновенное и очень вдохновляющее.
Hans Zimmer — Time
Еще один киносаундтрек с «классическим» звучанием. «Начало» Кристофера Нолана не было бы столь впечатляющим, если бы не музыка.
Морис Равель — Болеро
«Болеро» Равеля завораживает своей цикличностью, повторами и все нарастающей громкостью, доходящей к концу произведения до идеала.
Фредерик Шопен — Фантазия Экспромт
На «Фантазии» Шопена можно было бы проверять техничность исполнителя — беглость пассажей в пьесе совершенно нешуточная, но нам оно нравится не за темп и сложность, а за непередаваемой красоты мелодию и меняющееся настроение.
Иоганн Штраус младший — На прекрасном голубом Дунае
Все великолепие природы бывшей Австро-Венгерской империи в ритме и нотах одного из самых красивых вальсов в мире.
Сергей Рахманинов — Прелюдия до-диез минор
Суровая и мягкая, напряженная и спокойная, такая разная в один и тот же момент, до-диез-минорная прелюдия Рахманинова не отпускает от первой до последней ноты.
Гендель — Сарабанда
«Сарабанду» Генделя можно смело называть трагической. Такой надрыв, такой излом каждого нерва редко встречается в музыке.
Шарль Камиль Сен-Санс — Лебедь
Под зарисовку «Лебедь» Сен-Санса лучше всего в истории балета «умирала» великая Анна Павлова. Мы умирать не будем, мы лучше проникнемся каждым звуком этой мелодии.
Георгий Свиридов — Метель
Свиридов, один из ярчайших советских композиторов, передал в своем известном вальсе танец снежинок. Радостный, торжественный и очень стремительный.
Франц Шуберт — Серенада
Мы выбрали версию красивейшей Серенады великого Шуберта в исполнении другого великого композитора — Сергея Рахманинова.
Петр Чайковский — Па-де-де из балета «Щелкунчик»
«Танец феи Драже» из новогоднего балета Петра Ильича Чайковского хорошо знаком тем, кто будучи ребенком в СССР смотрел по телевизору мультфильм на его музыку.
Жорж Бизе — Увертюра к опере «Кармен»
Бодрая бравурная увертюра к комедийной опере Бизе настраивает на воинственный (в хорошем смысле этого слова) лад и позволяет немного снизить градус драмы и мурашек в этом материале.
Philip Glass — Glassworks
Филип Гласс — один из главных композиторов направления «минимализм». Его Glassworks действительно звучит как тонкое стекло, поющее на ветру.
Густав Малер — Финал Восьмой Симфонии
Закончить эту подборку потрясающей музыки мы предлагаем отхождением от объявленного в начале формата.
Во-первых, это видео, а во-вторых, здесь есть вокал — и очень много, очень. Партию хора исполняет несколько сотен человек. Финальная часть Восьмой симфонии Густава Малера, которую часто называют Симфонией Тысячи Исполнителей, великолепна. Она сбивает с ног, заставляет забывать как дышать и покрывает все тело миллиардами мурашек. Многие полагают, что это один из самых грандиозных и потрясающих финалов в истории всей мировой музыки.