Рок-н-ролл, главная мировая музыка 50-х годов, появившись на танцполах и в радиоэфирах, моментально взорвала относительно спокойное болотце царивших тогда ритм-н-блюза, кантри и прочих. На концертах публика наконец начала вставать со стульев и устраивать неистовые танцы, девочки впервые начали визжать и признаваться кумирам в любви, а сами музыканты двигаться на сцене. И не так, будто бы у них все тело в гипсе, а открыто, свободно и, по мнению ханжей, вообще даже неприлично.
Рок-н-ролл — это радость жизни в чистом виде. Это юность, бодрость и счастье. Давайте же снимем наушники, прибавим громкость на колонках и вдарим рок-н-ролл в этой дыре!
Bill Haley & His Comets — Rock Around The Clock
Знаковая песня для эпохи рок-н-ролла — она сыграла решающую роль в том, что народ массово начал подсаживаться на эту музыку и наконец стал на концертах отчаянно тусить, а не только сидеть на стуле, сложив ручки на коленках. И не последнее значение в этом имела харизма Билла Хейли, который выглядел бы как менеджер салона по продаже поддержанных автомобилей, если бы не чумовая завитушка на лбу, от которой сходили с ума девицы.
Chubby Checker — Let’s Twist Again
Песня, от которой ноги начинают двигаться так, как положено — будто тушат окурки, помните же, да? — даже у детей. Самое органичное движение для этой композиции, исполненной мультяшным голосом Чабби Чекера.
Little Richard — Good Golly Miss Molly
Если вы когда-нибудь видели Литл Ричарда, у вас не должно возникать вопросов о том, почему Валерий Леонтьев выглядит так, а не иначе. Практически полная копия за исключением вклада в мировую музыку, конечно. Литл Ричард занимался рок-н-роллом всего лишь несколько лет, с головой ударившись затем в церковную музыку (каков переход, а?), но успел оставить огромный и глубокий след. Самоназванный «Король рок-н-ролла» и «Королева воплей» написал и исполнил многие шедевры, без которых рок-н-ролл мог бы и не быть столь шальным и свободным.
Little Richard — Tutti Frutti
Без этой песни, хоть мы и стараемся ставить не больше одной композиции от одного героя эпохи рок-н-ролла (кроме Элвиса, конечно), наш материал не сможет называться сколь-нибудь адекватным. «Уам-бама-лума-ба-лам-бам-бам», если вы понимаете, о чем мы.
Chuck Berry — Johnny B. Goode
«Полагаю, вы, ребята, еще не готовы к этому... но вашим детям понравится». Помните это место из фильма «Назад в будущее»? Смешная дань создателей кино создателям самой зажигательной музыки в ее истории. А песня эта, написанная 1955 году, признана журналом Rolling Stone № 1 в списке 100 величайших гитарных песен всех времен.
James Brown — I Feel Good
Если вы встретите когда-нибудь человека, у которого не поднимается настроение от этого потрясающе эмоционального трека, выдайте ему звание «унылейший из унылых» и сочувственно погладьте по голове. Гимн радости от того, что любимый человек рядом, оказывает магическое воздействие на всех без исключения. Саксофон, взвизги и вскрики, общее ощущение бесконечного счастья. Если вы еще не танцевали во время прослушивания этой подборки, встаньте и идите танцевать немедленно.
Bo Diddley — I’m A Man
Бо Диддли славится несколькими вещами: во-первых, за свое двадцатиминутное выступление он умудрялся рвать 4-5 струн на гитаре, а во-вторых, гаражный рок и прочие подобные направления появились в нашей музыке благодаря Бо и его особенному биту. Его музыку обожали Роллинги и Битлы, Аэросмит, психоделы и даже панки. Нравится она и нам.
Ray Charles — Hit The Road Jack
Невероятная песня-скандал, в которой женщина требует от мужчины, чтобы тот немедленно собрал свои вещи и покинул ее навсегда, а мужчина вопрошает у нее «Ты чо сказала?!», обвиняет в жестокости и обещает отыграться. Стоит ей попасть вам в мозг, и вы не скоро от нее избавитесь. Интересно, что женский вокал принадлежит гражданской жене Рэя Чарльза и матери его ребенка.
Fats Domino — The Fat Man
Первый сингл одного из первых чернокожих рок-н-ролльщиков претендует на звание первой рок-н-ролльной песни в мире вообще. А Фэтс Домино до сих пор жив, относительно бодр и чудом уцелел во время урагана «Катрина» в Новом Орлеане.
Carl Perkins — Matchbox
Песня о «плохом» парне без перспектив и пустом спичечном коробке не является главным хитом родоначальника рокабилли. Но так сложилось исторически, что самую известную песню Перкинса — «Blue Suede Shoes» — больше знают не в исполнении автора, а в исполнении его земляка Элвиса Пресли. Второй его хит — ритмичная и одновременно расслабленная «Matchbox» чертовски хороша и как просто музыка, и как свидетельство зарождения нового рок-н-ролльного подстиля.
Jerry Lee Lewis — Great Ball Of Fire
Джерри Ли Льюис больше всего известен тем, что эпизодически подключал к игре на фортепиано голову и ноги; тем, что женился на 13-летней двоюродной племяннице; тем, что любил помахать пистолетом и однажды даже ранил своего музыканта; и, конечно, шедевральными рок-н-ролльными композициями. Будучи практически 80 лет от роду, он до сих пор записывается и дает концерты.
Buddy Holly — Peggy Sue
Бадди Холли погиб в авиакатастрофе, когда ему было всего 22 года, а рок-н-ролл был главным в его жизни всего три года, но его считали и считают одной из самых главных созидательных сил в этом жанре. 13 место в списке «50 величайших артистов всех времен» это подтверждает.
Elvis Presley — Blue Suede Shoes
Песня «Синие замшевые туфли», написанная упомянутым уже Карлом Перкинсом, весьма четко характеризует ту легкость, с которой относились рок-н-ролльщики к жизни и музыке. Перкинс просто как-то услышал, как парень выговаривает своей неуклюжей девушке, наступившей на шикарную обувь спутника. На следующее утро песня уже была готова. А через несколько лет ее признали знаковой. И в 1986 году «Blue Suede Shoes» вошла в Зал Славы Грэмми.
Elvis Presley — Hound Dog
Эта песня придала приличному и воспитанному парню из Техаса образ бунтаря и попирателя норм. Именно под нее он впервые начал исполнять все эти неприличные, но такие чувственные и эмоциональные вихляния по сцене, от которых разом содрогнулась вся пуританская часть Америки и которые затем распространились на многие его песни. Пресли говорил, что его расстраивает подобный образ, но тем не менее танцевать так не переставал, и это то, каким его помнят.
Elvis Presley — Can’t Help Falling In Love
А закончить мы предлагаем символично. Той же самой песней — совершенно не рок-н-ролльного темпа — которой на протяжении восьми лет Король заканчивал все свои выступления. Лиричная баллада «Ничего не могу поделать с тем, что влюбляюсь» из фильма «Голубые Гавайи» в завершении концерта была еще одной визитной карточкой Пресли. Под финальную барабанную дробь Элвис поспешно убегал со сцены, а через полминуты вегасский конферансье объявлял зычным голосом: «Дамы и господа! Элвис только что покинул здание».
Дамы и господа! Рок-н-ролл только что покинул здание!